Как распознать звонок мошенника

По данным Центробанка, в 2023 году кибермошенники украли у россиян 15,8 млрд рублей. Всего злоумышленникам удалось провести 1,17 млн удачных операций — это на 33% больше, чем в предыдущем году. Преступники постоянно придумывают новые способы обмана. Чтобы не попасться на их уловки, надо знать, как распознать мошенника и что делать при подобных звонках. Эти знания особенно важны для пожилых людей, поскольку именно они наиболее подвержены телефонному мошенничеству.
- Звонят со скрытого номера. Звонки из банка идут с официальных номеров, указанных на сайте или на банковской карте. Вам могут позвонить из конкретного отделения банка, номер будет федеральным или мобильным, но не скрытым.
- Спрашивают данные карты. Мошенники спрашивают конфиденциальные данные вашей карты: коды для подтверждения платёжных операций, CVC/CVV — три цифры с обратной стороны банковской карты, логины и пароли, код‑пароль из смс к личному кабинету на сайте банка или в мобильном приложении. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН‑коды и пароли, а номер карты и срок её действия знает из системы обслуживания клиентов.
- Сообщают тревожную информацию. Мошенники нагнетают ситуацию, пытаясь вогнать жертву в панику, заставить действовать необдуманно, поспешно. В таком состоянии человек может поделиться с преступниками конфиденциальной информацией или перевести деньги на счёт обманщиков. Мошенники могут представиться сотрудниками банка и сообщить, что организация заблокировала счёт, начислила штраф за кредит или по карте проведена подозрительная операция. Представиться сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры и запугать уголовным делом или сообщить о попавшем в беду родственнике. Под видом сотрудников Социального фонда (СФР), ФНС и даже Госуслуг запугивать отменой льгот, выплат и начислением штрафов.
- Давят на вас. Мошенники всегда торопят, чтобы не дать жертве времени обдумать ситуацию. Чаще всего звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться. В ходе звонка предостерегают от самостоятельных попыток разобраться с проблемой.
- Сообщают о внезапном выигрыше. Мошенники сообщают о внезапном выигрыше в лотерею, предлагают прибыльную работу или беспроигрышные конкурсы. Взамен просят оплатить небольшой взнос — перевести на указанный счёт деньги или сообщить данные банковской карты.
- Уговаривают открыть ссылку из смс. Во время разговора мошенники сообщают, что вам пришла ссылка в смс, и настойчиво уговаривают её открыть. Так злоумышленники хотят, чтобы под видом антивируса или другой полезной программы вы установили вредоносную программу. Это позволит мошенникам получить доступ к вашему смартфону и похитить данные или деньги, воспользовавшись мобильным банком, или подписать на платные рассылки.
- Сбрасывают звонки. Мошенники звонят с неизвестного номера и сбрасывают звонок, чтобы вынудить жертву перезвонить на этот номер. Хитрость в том, что обратный звонок на подозрительный номер будет платным. Иногда мошенники оставляют сообщение в голосовой почте — это повышает шанс, что вы решите перезвонить
- Не паникуйте. Просто скажите «я вам перезвоню» и завершите разговор
- Ни под каким предлогом не называйте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из смс и ПИН‑коды
- Не переводите деньги на счета незнакомых вам людей
- Не устанавливайте на смартфон приложения из непонятных источников
- Всегда набирайте официальный номер банка. Он указан на официальном сайте или на обратной стороне карты. Расскажите оператору о проблеме
- Любые вопросы решайте в рамках закона
- Установите программу, которая проверяет звонки и умеет блокировать спам-вызовы.